Устройство привода
Привод — совокупность устройств, предназначенных для приведения в действие машин и оборудования. Составляющими частями приводного устройства являются шкив - вращающаяся деталь ремённой передачи, выполненная в виде колеса, и приводной ремень. Охватывая закрепленные на валах шкивы, ремень осуществляет передачу вращательного движения привода.
Приводной ремень - это гибкий элемент, обеспечивающий вращение двигателей и механизмов.
В группу приводных ремней входят клиновые, плоские, поликлиновые и круглые ремни. Они отличаются друг от друга формой поперечного сечения и областью применения.
плоский ремень поликлиновой ремень круглый ремень
Наиболее распространенным видом группы приводных ремней является клиновой приводной ремень. Такое название ремень получил благодаря v-образной (клиновой) форме сечения.
Клиновые ремни используются для создания передач, отличающихся экономичностью и простотой устройства: трапециевидный профиль обеспечивает повышенное сцепление ремней со шкивами, позволяет сократить межосевое расстояние, уменьшить размеры передачи и повысить передаточное отношение. Благодаря этим свойствам ремни приводные клиновые находят широкое применение в разных отраслях промышленности.
Различие условий эксплуатации клиновых ремней обусловливает многообразие конструкций, типоразмеров, материалов для их производства.
Клиновые ремни изготавливают из материалов трех групп: резиновой смеси, кордшнуров и ткани.
Обычно при производстве используют резину, армированную короткими синтетическими волокнами. Это обеспечивает улучшение жесткости по отношению к боковому давлению, уменьшает фрикционный шум между ремнем и шкивами.
Для получения кордшнура (элемент, работающий на растяжение) в основном используются волокна из полиэстера; для специальных целей может применяться стекло, арамид, вискоза, хлопок, стальная проволока. Арамидное волокно, в частности, используется в ремнях для сельскохозяйственной техники, которые должны выдерживать высокие динамические нагрузки и для вариаторных ремней с передачей большой нагрузки.
В качестве ткани в ремнях обычно используется ткань с полотняным переплетением. Также: нейлон, полиэстер, их смеси с хлопком.
Типоразмер приводных ремней
Типоразмер ремней определяется следующими показателями: параметрами сечений и длиной ремня. Типоразмеры приводных ремней приведены в маркировке изделий.
Параметры сечения клинового ремня - это ширина большего основания (W) и высота ремня (h), (рис. 1).
В соответствии с ГОСТ 1284.1-89, клиновые ремни нормальных сечений имеют фиксированные значения W и h. Для их классификации используется буквенная символика. Так, например, ремень с большей шириной сечения, равной 8,5 мм и высотой 6 мм маркируется как Z(0). Остальные буквенные обозначения W*h можно посмотреть здесь
Длина ремней (расчетная длина) определяется на уровне нейтральной линии и указывается в мм.
Пример условного обозначения типоразмера ремня:
Ремень вентиляторный 11х10 - 1150
( W х h - расчетная длина ремня, мм)
Угол клина ремня нормальных сечений в соответствии с ГОСТ 1284.1-89 составляет 40°, это статичная величина.
Разновидностью клиновых приводных ремней являются зубчатые и вентиляторные ремни.
Поперечные зубцы с внутренней стороны зубчатых клиновых ремней (отсюда и название) обеспечивают высокую гибкость и устойчивость элемента. За счет своей конструкции зубчатые ремни работают на шкивах с малым радиусом, там, где не подходят остальные виды приводных ремней
.
зубчатый ремень
Особенность вентиляторных ремней заключается в том, что значение альфа(угол клина ремня) не является фиксированным. В зависимости от соотношения ширины и высоты, выделяют вентиляторные ремни нормального и узкого сечения.
Ремни вентиляторные могут изготавливаться двух классов: 1-с полиамидным кордшнуром, 2-с полиэфирным кордшнуром.